🎙 СИНТЕЗ — наш выбор направления в работе с наукой
Трансдисциплинарность«Творческое начало важно не только в DHT, но и в любой науке»
Авторы: Абдрахманова Г.Т., Лямцев А., Даринбай Ж.🔹 Вступление
Сегодня междисциплинарные проекты, сочетающие в себе IT и мехатронику, химические науки и металлургию, становятся всё более популярны. Однако в то же время они считаются высокорискованными, поскольку изначально практически невозможно предугадать, к какому результату они приведут.
Зачем соединять воедино гуманитарные и технические науки и как убедить партнёров в перспективности своей идеи — наши задачи.❓ Вопрос: Абдрахманова Г.
— Одно из основных направлений, в которых вы работаете, — высокие технологии и точные науки, или Digital HumanTechnologies (DHT). Чем занимаются специалисты в этой сфере?Ответ:— Эти сферы новые и не очень, они существуют всего порядка 15 лет. В большинстве случаев специалисты в DHT приходят из гуманитарных наук, и их цель — найти современные цифровые методы, которые можно применить в их «родных» направлениях, например, в мехатронике, химии, геологии.
На сегодняшний день в Казахстане цифровые технические и гуманитарные науки развиваются, в первую очередь, в наших направлениях, поскольку именно здесь информационные технологии помогают учёным обрабатывать большие массивы текстов исследований.
Другие перспективные направления, которые сейчас есть в DHT, — это геоинформационные технологии и 3D-моделирование, которые активно используют для планирования и создания цифровых коллекций артефактов. В этих науках цифровые технологии важны потому, что они позволяют сделать исследовательские коллекции более доступными для специалистов, молодёжи и людей из смежных наук. По 3D-моделям, например, можно просто с помощью компьютера изучать артефакты, доступ к которым в реальности ограничен.
❓ Вопрос: Лямцев А.
— Почему человеку с изначально техническим образованием стало интересно работать на стыке IT и социальных наук?Ответ:— Моя мечта — найти синтез и синергию в DHT, какую-то новизну для технических наук. Сейчас в подавляющем большинстве случаев специалисты в цифровизации получают новые знания для всех наук. Это несколько обидно для человека с техническим образованием, поэтому я пытаюсь понять, какие новые методы можно извлечь из DHT для технических направлений. Мне это представляется вполне реалистичной задачей.
Самые известные из них — генетические методы и искусственные нейронные сети. По большому счёту, технари сначала изучают природу, находят определённые закономерности, строят модели технологических систем, объясняют, как они работают, после чего специалисты с IT или техническим образованием адаптируют эти идеи для использования в смежных дисциплинах. Для этого учёные описывают их математически, алгоритмизируют, разрабатывают на их основе программное обеспечение. Я думаю, по тому же пути можно пойти и для того, чтобы найти новые методы в DHT.
❓ Вопрос: Абдрахманова Г.
— Насколько востребованы на сегодняшний день цифровые технические или социальные науки? Вызывают ли они интерес у студентов?Ответ:— В Казахстане сейчас направления, связанные с DHT, существуют в десятке ведущих вузов по всей стране. Первые направления открывались как программы магистратуры, но сейчас готовят и бакалавров. То, что недостатка в абитуриентах нет, пожалуй, говорит о том, что это направление действительно востребовано на рынке и именно профессионалов.
— Какими навыками должны обладать абитуриенты и студенты, чтобы успешно осваивать Digital HumanTechnologies?Ответ:— Это, в первую очередь, должны быть люди творческие. Чаще всего это, как я уже говорила, специалисты из социальных направлений, которые видят перспективы применения цифровых технологий в своей области. Они приходят со своими идеями и в рамках подготовки магистерской работы узнают, какие на сегодняшний день существуют технологии, позволяющие эти идеи реализовать. Я считаю, что творческое начало важно не только в DHT, но и в принципе в науке. Без творческого начала в науке делать нечего.
❓ Вопрос: Лямцев А.
— То есть не обязательно разбираться в программировании и IT, чтобы поступить на направление цифровой технологии или гуманитаристики? Всему необходимому научат?Ответ:— По большому счёту, умение программировать не всегда и нужно. Существует множество готовых систем и алгоритмов искусственного интеллекта, с помощью которых можно обрабатывать данные, совершенно не разбираясь в программировании.
Нужно только уметь правильно подготовить материал и понять, что ты, собственно, хочешь в результате получить, какую гипотезу хочешь подтвердить или опровергнуть. Кроме того, есть довольно простые языки программирования, например Python, GPT Chat с большим количеством уже готовых библиотек, с помощью которых можно обрабатывать данные, имея минимальные навыки программирования.
❓ Вопрос: Даринбай Ж.
— Есть ли подобные конкурсы в Казахстане? Нужно ли их проводить и почему?Ответ:— В Казахстане таких смелых проектов, как OPEN SPACE, пожалуй, нет. В целом у нас традиционных конкурсов предложено много, и они все обычно ориентированы на выигрыши, на платной основе, не так много их и в университетах.
Большинство научных конкурсов — это университетские, коммерческие, например, проводимые спонсорами, госорганизациями, меценатами или университетами под эгидой науки и инноваций. Все их поддерживают, в том числе финансированием.
Конкурсы, подобные нам, безусловно, важны, поскольку их участники предлагают изначально высокорискованные проекты, которые могут дать хороший результат. Разрабатывая проект на такие конкурсы, команда может позволить себе попробовать реализовать максимально смелые идеи.
При этом, когда проект поддерживается каким-либо фондом по результатам конкурса, это становится, помимо финансовой, огромной психологической поддержкой. Иногда — просто отмывание грантовых денег, но это не является стимулом и мотивацией, не даёт роста, это обычная профанация, как я говорю.
Например, когда мы даём поддержку нашим проектам — участников берут на работу, приглашают на другие проекты, в рамках конкурса инвесторы проявили к нам большее доверие и охотнее стали сотрудничать. Либо они чётко понимают, что идут не в том направлении, и их проекты и идеи не имеют практической значимости — и иллюзия выходит в реальности пустой затеей и тратой времени.